Встреча пользователей правовой системы "ГАРАНТ" с заместителем руководителя Белгородского УФАС - начальником отдела контроля размещения государственного заказа, Курепко Евгением Васильевичем

15 апреля 2013 года в Белгородском УФАС компанией «Гарант-Сервис-Белгород» была проведена встреча с заместителем руководителя Управления - начальником отдела контроля размещения государственного заказа, Курепко Евгением Васильевичем.

 
Ведущий: Уважаемый Евгений Васильевич, компания «Гарант-Сервис-Белгород» рада приветствовать вас сегодня не только от лица гостей правового портала www.belgarant.ru, но и от имени пользователей системы ГАРАНТ по всей Белгородской области. Наша встреча не случайно названа «Государственный заказ. Вопросы закона и порядка». Ведь не секрет, что, на данный момент, тема госзакупок интересует если не всех, то очень многих специалистов как бюджетной сферы, так и предпринимателей.
Скажите, какое из изменений действующего законодательства в части государственного и муниципального заказа последнего времени можно назвать наиболее существенным?
 
Курепко Е.В: Здравствуйте! Собственно, таким, наиболее существенным изменением в законодательстве, касающегося сферы размещения государственных и муниципальных заказов, безусловно, следует считать принятие 5 апреля 2013 года Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Одной из важнейших особенностей данного закона является установление единой информационной системы в сфере закупок. Данная система должна содержать, в том числе, планы закупок, реестр контрактов, реестр недобросовестных поставщиков, каталоги товаров и услуг, формы типовых контрактов, реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний. Вся информация единой информационной системы будет публиковаться на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, и, прежде всего, на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок. В этой связи принятым законом вводится порядок общественного обсуждения закупок. Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не смогут быть осуществлены без проведения такого обсуждения. В противном случае они будут считаться противозаконными. По результатам обязательного общественного обсуждения закупок могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или закупки могут быть отменены. И это далеко не полный перечень нововведений Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе».
Данный закон вступает в силу с января 2014 года, отменяя тем самым Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
 
Ведущий: Каковы на сегодняшний день ограничения при заключении договоров с единственным поставщиком?
 
Курепко Е.В: Пока что эти ограничения остаются прежними. На сегодняшний день статьей 55 действующего Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусмотрен перечень случаев, когда контракт (а в отдельных случаях — и договор) может быть заключен с единственным поставщиком.
Как следует из закона, размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) может быть осуществлено заказчиками, в том числе, в случаях, если:
— поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях»;
— осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);
— заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
— возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно.
— представлена только одна заявка на участие в конкурсе, заявка на участие в аукционе или котировочная заявка в соответствии с частью 12 статьи 25, частью 7 статьи 31.4, частью 12 статьи 35, частью 22 статьи 41.8, частью 6 статьи 46, частью 10 статьи 53 Федерального закона «О размещении заказов»
— только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в аукционе, признан участником конкурса или участником аукциона в соответствии с частью 5 статьи 27, частью 3 статьи 31.5, частью 6 статьи 36, частью 11 статьи 41.9 Федерального закона «О размещении заказов»
— участвовал только один участник аукциона в соответствии с частью 13 статьи 37, частью 14 статьи 41 Федерального закона «О размещении заказов»
— при повторном размещении заказа путем запроса котировок не подана ни одна котировочная заявка в соответствии с частью 8 статьи 46 Федерального закона «О размещении заказов»
— осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.
 
Ведущий: Спасибо. Евгений Васильевич, далее у нас вопросы более практического свойства. Скажите, как необходимо поступить заказчику в случае, если на один запрос котировок от одного участника было подано две заявки?
 
Курепко Е.В: Все правильно, без практики теория бессмысленна. Отвечая на поставленный вопрос, необходимо сказать, что любой участник размещения заказа (в том числе участник размещения заказа, которому не направлялся запрос котировок) вправе подать только одну котировочную заявку, причем внесение изменений в нее не допускается (ч.1 ст. 46 №94-ФЗ). В связи с данным положением, обе такие заявки должны быть отклонены.
 
Ведущий: Участник подает котировочную заявку по электронной почте в отсканированном виде без электронно-цифровой подписи. Возможно ли отклонить такую заявку, и, если да, на каком основании?
 
Курепко Е.В: Котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок. (ч. 2 ст. 46 №94-ФЗ). В свою очередь, статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» определено, что электронным документом признается документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме. А частью 4 статьи 11 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами (или соглашением сторон), рассматривается как обмен документами.
Таким образом, подача котировочной заявки в отсканированном виде без электронно-цифровой подписи не допускается в связи с тем, что такой способ подачи заявки не соответствует требованиям части 2 статьи 46 Закона №94-ФЗ.
 
Ведущий: Спасибо. Следующий вопрос: обязано ли государственное бюджетное учреждение нового типа руководствоваться Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ? Если да, то обязано ли оно размещать заказ только путем проведения торгов, в частности для обеспечения теплоснабжения?
 
Курепко Е.В: Да. Согласно положений части 1 статьи 4 Закона о размещении заказов учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг причем независимо от источников финансового обеспечения их исполнения выступают заказчиками и на них в полной мере распространяются все правила, предусмотренные Законом №94-ФЗ, в том числе и статьями 10 и 55.
Как указано в статье 10 закона, размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, а также без проведения торгов – это способом запроса котировок; закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах.
Из пункта 2 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов следует, что договор на оказание услуг теплоснабжения заключается заказчиками у единственного поставщика.
В связи с изложенным, можно констатировать, что бюджетное учреждение нового типа вправе заключить договор на теплоснабжение с единственным поставщиком без проведения торгов.
 
Ведущий: Евгений Васильевич, необходимо ли направлять в орган, осуществляющий ведение реестра контрактов, сведения о контрактах (договорах), заключенных с единственными поставщиками на оказание услуг водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения и телефонной связи? Если да, в какие сроки?
 
Курепко Е.В: В реестр контрактов не включаются сведения о контрактах и об иных заключенных в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 №94-ФЗ гражданско-правовых договорах. Таким образом, в реестр контрактов не включаются сведения о контрактах на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.
Обо всех иных контрактах (договорах) сведения в реестр контрактов направляться должны в течение трех рабочих дней.
 
Ведущий: Может ли казенное учреждение включать условие о возможности «одностороннего расторжения договора» в договор на сумму до 100 000 руб., заключаемый в рамках Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ?
 
Курепко Е.В: Согласно статьи 5 Федерального закона №94-ФЗ, под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также — контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Федерального закона №94-ФЗ, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Пункт 14 части 2 статьи 55 предусматривает возможность заказчика заключать контракты и гражданско-правовые договоры на приобретение одноименных товаров в квартал с единственным поставщиком общей стоимостью до 100 000 рублей.
Таким образом, можно считать, что законодатель по тексту Закона о размещении заказов закрепляет право учреждений на заключение контрактов и гражданско-правовых договоров, заключенных на сумму до 100 000 рублей.
В итоге, отвечая на поставленный вопрос (и исходя, прежде всего, из части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов) сегодня мы имеем ситуацию, когда расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, а на действие гражданско-правовых договоров распространяется в первую очередь положения Гражданского кодекса Российской Федерации.
 
Ведущий: Вправе ли государственный заказчик поменять место проведения мероприятия (место оказания услуг), указанное в техническом задании заключенного государственного контракта, при сохранении остальных требований технического задания?
 
Курепко Е.В: Изменение условий контракта, указанных в части 5 статьи 9 Закона №94-ФЗ по соглашению сторон или в одностороннем порядке запрещается, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 6-6.7 и 8.1 ст. 9, ч. 26.1 статьи 65 Закона №94-ФЗ.
Контракт по результатам проведения торгов или запроса котировок заключается на условиях документации, а также путем включения предложенной участником размещения заказа цены и сведений согласно поданной заявки – победителя.
Место оказания услуг является существенным условием при проведении конкурентных процедур и является обязательным для указания заказчиком и не подлежит изменению при заключении и исполнении контракта.
 
Ведущий: Евгений Васильевич, огромное вам спасибо за уделенное время и желание ответить на поставленные вопросы. Сфера государственного заказа – одна из наиболее непостоянных и, одновременно – крайне значимых в современном российском законодательстве. И экспертные разъяснения по вопросам применения новых законов и положений неизбежно сохранят свою ценность для пользователей системы ГАРАНТ в дальнейшем. Мы надеемся на продолжение нашего сотрудничества!