Комментарии к Федеральному закону о госзакупках №44-ФЗ

 

Алтынцев Алексей Викторович, к.э.н., заместитель директора Института реформирования общественных финансов, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ:
В отличие от Федерального закона № 94-ФЗ, Федеральный закон № 44-ФЗ регламентирует не только фазу размещения государственного и муниципального заказа, но и стадии планирования закупок и исполнения контрактов. 
В новом законе уделено внимание информационной составляющей госзакупок, основным принципам контрактной системы. 
Среди способов закупок отметим вновь появившиеся: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений. Изменились критерии оценки конкурсных заявок. Вводятся некоторые антидемпинговые ограничения (статья 37). Обязательным становится обеспечение заявки при проведении конкурсов и аукционов и в большинстве случаев обеспечение контракта (кроме некоторых случаев закупок у единственного поставщика). Обязательность обеспечения заявок и контрактов без сомнения (как и всякое ограничение) сузит базу поставщиков на и так не слишком конкурентном российском рынке, так как потребует дополнительных финансовых ресурсов со стороны потенциальных поставщиков. 
Остался такой способ закупки как запрос котировок, которые некоторые представители ФАС хотели заменить электронным аукционом с укороченными сроками проведения. Это скорее положительный момент, так как запрос котировок является самым простым и быстрым способом закупок. Вопрос коррупционности данного способа закупок в новом законе снимается разрешением участниками запроса котировок присутствовать при вскрытии конвертов, чего нет в Федеральном законе № 94-ФЗ. Изменились ограничения по проведению запроса котировок: если в Федеральном законе № 94-ФЗ можно было закупать одноименную продукцию на сумму не более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала, то в Федеральном законе № 44-ФЗ совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем сто миллионов рублей в год. Предельный потолок закупки остался прежним. Это более удобно государственным и муниципальным заказчикам с большими объемами закупок и усложнит жизнь заказчикам с небольшими объемами закупок. 
То же самое можно сказать и о закупках у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей. В новом законе данная сумма указана прямо, а не как «не превышающая установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» (Федеральный закон № 94-ФЗ). Совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить у единственного поставщика не более, чем на 100 тыс. рублей, не может превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика, и не может превышать пятьдесят миллионов рублей в год. Указанные ограничения в части установления предельных значений не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений. Можно только порадоваться за заказчиков из сельских поселений. Обращает на себя внимание неизменность в течение нескольких лет суммы в 100 тыс. рублей, несмотря на значительную за этот же период времени инфляцию. 
Значительный раздел нового закона посвящен различным видам контроля в сфере закупок, включая общественный контроль со стороны граждан, общественных объединений и объединений юридических лиц. 
В целом Федеральный закон № 44-ФЗ значительно увеличивает нагрузку на персонал в сфере государственных и муниципальных закупок при планировании и обосновании необходимости закупок, проведение общественных обсуждений закупок, обеспечении мониторинга закупок. 
Главной проблемой видится то, что, по моему мнению, Федеральный закон № 44-ФЗ по существу не решает вопрос об обеспечении качества закупаемых товаров, работ и услуг. Именно этот вопрос в последние годы был основным в споре сторонников и противников расширения номенклатуры закупок с помощью электронных аукционов. Аргументы противников и сторонников электронных аукционов достаточно часто озвучивались в прессе и на профильных мероприятиях, поэтому не стану здесь на них останавливаться. Новый закон видится неким компромиссом между двумя полярными точками зрения, не меняющим существующую ситуацию в принципе. Отмечу лишь, что в международной практике электронные аукционы не нашли широкого применения при госзакупках. 
По некоторым положениям принятого закона на сегодняшний день нет адекватной практики. Например, по вопросам нормирования в сфере закупок (статья 19). Очевидно, что работа с такими положениями Федерального закона № 44-ФЗ будет складываться методом проб и ошибок, в том числе, с различной трактовкой одних и тех же положений в зависимости от позиций представителей различных федеральных ведомств и представителей органов власти регионов и местных администраций. Будет принято значительное количество нормативных правовых актов в дополнение к Федеральному закону № 44-ФЗ, увидят свет методические рекомендации и письма Минэкономразвития России и ФАС по применению отдельных положений данного закона, что, впрочем, как показывает практика реализации Федерального закона № 94-ФЗ, не избавит заказчиков и поставщиков от вопросов, на которые не будет ответов.