Ухищрения в попытке увеличить доход

 

Соперничество хозяйствующих субъектов зачастую сводится к действиям, выходящим за рамки закона, в том числе, к недобросовестной конкуренции. Перечень запретов на недобросовестную конкуренцию, приведенный в ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции», не является исчерпывающим, и в связи с этим, предприниматели в попытке увеличить свой доход идут на различные ухищрения. Контроль за добросовестным поведением предпринимателей при осуществлении хозяйственной деятельности является одной из важнейших задач Федеральной антимонопольной службы России.
 
Российская Федерация является участником международных соглашений в области защиты интеллектуальной и промышленной собственности - патентов, товарных знаков, промышленных образцов и т.д., в том числе Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года. Согласно статье 10.bis этого документа всякий акт, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах, считается актом недобросовестной конкуренции.
 
Такое понимание недобросовестной конкуренции было воспринято федеральным законодателем и нашло отражение сначала в Законе РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (ст. 4 и 10), а затем в Федеральном законе "О защите конкуренции" (п.  9 ст. 4 и ст. 14), трактующих недобросовестную конкуренцию как деятельность, направленную на получение преимуществ, которая может противоречить не только законодательству и обычаям делового оборота (п. 1 ст. 5 ГК РФ), но и требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, что и связано, в том числе, с многообразием форм и методов недобросовестной конкуренции, не все из которых могут прямо противоречить законодательству или обычаям делового оборота. 
 
Рассмотрим эту проблему на наиболее ярком примере. Белгородское УФАС России для пресечения нарушений подконтрольного законодательства активно взаимодействует с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта, а также органами местного самоуправления в Белгородской области. В частности, Белгородским УФАС России согласовано участие в совместных с Белгородской таможней контрольных мероприятиях по проверке лиц, реализующих на территории Белгородской области товары, предлагаемые как товары иностранного производства.
 
По материалам проведения Белгородской таможней выездной внеплановой проверки Белгородским УФАС России было возбуждено дело по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении ИП Л.М.В., осуществляющей розничную реализацию одежды и обуви в одном из магазинов гипермаркета «Линия» по адресу: г. Белгород, ул. Королева, д. 9-А. 
 
Антимонопольными органами было установлено, что возле входа в магазин ИП Л.М.В. имеются вывески синего цвета с названием магазина «Товары с таможенных складов», что является нарушением требований ст. 13 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в соответствии с которой организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговую деятельность, запрещается использование на вывесках, бланках, в объявлениях и рекламе на товарах, и на упаковках слова «таможенный» и словосочетаний с ним. Кроме этого, Белгородской таможней представлены копии обращений ИП В.Л.М. и ИП В.В.Н., которые также осуществляют розничную торговлю и являются конкурентами на рынке реализации однородных товаров - одежды в магазине гипермаркета «Линия» по адресу: г. Белгород, ул. Королева, д. 9-А.
 
Белгородское УФАС России в целях установления круга лиц (покупателей), обращавшихся за покупкой в магазин – «Товары с таможенных складов», которым было отказано в приобретении товаров с таможенных складов, и введенных в заблуждение размещенными сведениями, на своем сайте в сети Интернет опубликовало информацию о необходимости обращения по этому поводу в антимонопольный орган.
 
Из поступившего заявления физического лица следовало, что, придя в магазин «Товары с таможенных складов», расположенный в гипермаркете «Линия» и торгующий одеждой и обувью, с просьбой продать товар - обувь с таможенного склада -  покупатель получил отказ от продавца с объяснением. Продавец указал, что товар привезен из г. Москва. Также, согласно данному обращению, размещенная информация о том, что товары импортные (с таможенных складов), вводила потенциального покупателя  в заблуждение относительно места производства данного товара.
 
Документального подтверждения на право реализации ИП Л.М.В. имущества (товаров, обращенных в федеральную собственность) на основании решения суда, на основании актов таможенных органов и (или) отказа лиц в пользу государства, переданного Белгородской таможней, также как и документального подтверждения происхождения товаров от иностранного производителя, реализуемых ИП Л.М.В., в Белгородское УФАС России не представлено.
 
Комиссия Белгородского УФАС России пришла к выводу, что действия ИП Л.М.В. направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке розничной реализации одежды и обуви в магазине гипермаркета «Линия» по адресу: г. Белгород, ул. Королева, д.9-А, перед конкурентами ― ИП В.Л.М. и ИП В.В.Н. ― посредством использования вывески с названием товаров - «товары с таможенных складов». Подобные действия противоречат также обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и могут причинить убытки конкурентам ― ИП В.Л.М. и ИП В.В.Н., а также вводят в заблуждение относительно места производства и потребительских свойств товара. 
 
ИП Л.М.В. выдано обязательное для исполнения предписание о прекращении недобросовестной конкуренции, которое было исполнено в установленный срок. 
 
Постановлением Белгородского УФАС России ИП Л.М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административно штрафа в размере
12 000,00 (двенадцать тысяч) рублей. Штраф оплачен в добровольном порядке.
 
 
Курепко Е.В,
заместитель руководителя управления - начальник отдела 
контроля размещения государственного заказа 
Белгородского УФАС России