Анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов

1. Общие положения

Анализ состояния конкурентной среды товарного рынка услуг по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов выполнен Белгородским УФАС России в соответствии с поступившим в управление заявлением ООО «ТК «Актив Черноземья» на действия ООО Уралметком-Оскол», с целью выявления положения этого хозяйствующего субъекта на данном товарном рынке. 

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов проведен в соответствии с порядком, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010  №220 (далее «Порядок…»).

В качестве источников исходной информации для определения параметров исследуемого товарного рынка были приняты:

  • данные, полученные от Федеральной службы государственной статистики;
  • сведения Управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области;
  • информация, полученная от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов на территории Белгородской области .
  • иные сведения (информация).

Согласно п. 1.3 «Порядка…»  проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;

д) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

е) определение уровня концентрации товарного рынка;

ж) определение барьеров входа на товарный рынок;

з) оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;

и) составление аналитического отчета.

 

 

 

 

II. Определение временного интервала исследования

товарного рынка

Согласно п. 2.1. «Порядка…» временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

В связи с тем, что рынок рассматривается в соответствии с поступившим заявлением, временные границы анализа товарного рынка определены с 1-ого полугодия  2009 года   по  1-ое полугодие 2010 года.

 

 III. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

В соответствии с «Положением о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов», утвержденным  Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. №766  под заготовкой лома черных металлов понимаются сбор, покупка лома черных металлов у юридических и физических лиц и транспортировка заготовленного лома черных металлов грузовым автомобильным транспортом, под переработкой лома черных металлов - процессы хранения, сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования, брикетирования лома черных металлов, под реализацией лома черных металлов - продажа или передача заготовленного и (или) переработанного лома черных металлов на возмездной или безвозмездной основе.

К лому черных металлов относятся отходы производства и потребления, содержащие черные металлы, образовавшиеся из пришедших в негодность, или утративших потребительские свойства изделий промышленного и бытового назначения, их частей, оборудования, механизмов, конструкций, транспортных средств, военной техники и годные только для переработки.
Лом и отходы черных металлов являются особым видом ресурсов, сочетающим в себе признаки продукции, сырья и отходов. Лом черных металлов является одним из основных видов сырья металлургических комбинатов

            Белгородским УФАС России  был проведен анализ движения лома и отходов черных металлов от первичных поставщиков к конечному потребителю (металлургическим комбинатам).

           Конечным потребителем лома черных металлов являются металлургические комбинаты, крупные предприятия, имеющие свои сталеплавильные цеха. Маленькие партии поставок лома здесь не принимаются. Например, объемы лома, потребляемые ОАО «ОЭМК» для производства металла, составляют более 1000 тыс. тонн в год. Поэтому комбинату, для обеспечения необходимых для производства объемов сырья, при мелких партиях поставок лома, требовалось бы ежедневно устанавливать прямые контакты с несколькими тысячами ломообразующих предприятий. Это привело бы к усложнению учета поставок и расчетов с поставщиками, а также к удорожанию производственного процесса и, соответственно, металла.

Для устранения производственных издержек потребителями лома сформирован канал распределения лома и отходов черных металлов, определяющий высоко эффективный путь продвижения лома к ним от ломосдатчиков.

Канал распределения лома состоит из трех уровней, участниками которых являются предприятия, выполняющие работу по приближению товара к конечному потребителю:

1. Первый уровень - деятельность, связанная со сбором, транспортировкой, хранением и переработкой металлических отходов и лома и металлических изделий, использованных и неиспользованных, в такую форму, которая готова к использованию в качестве нового сырьевого материала. Для этого выполняются очистка, сортировка, выбраковка, химическая обработка отходов и лома и придание всей их массе достаточно однородного состава. С целью придания большей компактности полученной таким образом однородной массе, она прессуется. Сбор лома осуществляется специализированными и не специализированными предприятиями вторчермета. Первичными поставщиками лома являются мелкие ломообразующие предприятия.

В Общероссийском  классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг (далее –ОКДП) данный вид деятельности сгруппирован в подгруппу  с кодом  3711  «сбор и вторичная переработка черных металлов». В ОКДП

подгруппа «сбор и вторичная переработка черных металлов» взаимоувязана с подклассом продукции «лом и отходы черных металлов, продукты их вторичной переработки» с кодом 3711000 D ч. 2.

2. Второй уровень канала распределения лома и отходов черных металлов:
- реализация лома черных металлов - деятельность, связанная с работами, включающими продажу переработанного лома и отходов черных металлов оптовым торговцам, которые осуществляют скупку и распределение крупных партий по сортам металлического лома, а также прямую поставку лома потребителю.

В ОКДП вид деятельности «услуги по оптовой торговле отходами и ломом черных металлов, пригодными для дальнейшей переработки» имеет код ОКДП 5149320 П, ч.2..

3. Третий уровень канала распределения лома и отходов черных металлов:
- деятельность оптовиков-скупщиков, связанная с продажей лома лицам, действующим от имени металлургических комбинатов, формирующих пакет заказов по видам лома.

Каждый уровень имеет соответствующую структуру продавцов и потребителей, а также определяется различными группировками соответствующих объектов классификации ОКДП, что является признаком разных товарных рынков.

            По данным Управления государственного заказа и лицензирования Правительства Белгородской области на территории региона зарегистрировано 15 хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на заготовку, переработку и реализацию лома черных металлов. 

Структура продавцов и потребителей, участвующих в распределении лома черных металлов на территории Белгородской области, а также постоянное присутствие здесь определенной категории продавцов и покупателей указывают на то, что в регионе действуют все три  канала распределения лома.

            Исходя из цели исследования определились следующие продуктовые границы:

  • деятельность по закупке лома черных металлов хозяйствующими субъектами, действующими от имени металлургических комбинатов.

 

IV. Определение географических границ товарного рынка

 

Статьей 4 Федерального закона «О защите конкуренции» определено понятие товарного рынка – «сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами»

В соответствии с п.  4.1. «Порядка…»  процедура определения географических границ территории, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами включает:

  • предварительное определение географических границ товарного рынка;
  • выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);
  • определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Согласно п. 4.2 «Порядка…» предварительное определение географических границ  исследуемого товарного рынка проводилось, исходя из информации о регионе, в котором действует ООО «Уралметком Оскол» и в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, такой территорией является Белгородская область. 

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями), Белгородское УФАС исходило из п. 4.3 «Порядка…» и учитывало следующие факторы:

  • организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями;
  • возможность перемещения товара к покупателю;
  • наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения рассматриваемого товара (приобретателя рассматриваемого товара);
  • расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы.

  При определении географических границ товарного рынка «услуг по закупке, переработке и  поставки лома черных металлов хозяйствующими субъектами, действующими от имени металлургических комбинатов, Белгородское УФАС исходило из следующего.

Деятельность данного товарного рынка, связана с работами, включающими продажу переработанного лома и отходов черных металлов предприятиям, которые осуществляют скупку металлического лома от имени металлургических комбинатов. На территории Белгородской области действует один из крупнейших комбинатов - ОАО «Оскольский электрометаллургический комбинат» (далее ОАО «ОЭМК»), который является основным потребителем лома. Как следует из договора №3436/06 от 01.12.2006 единственным поставщиком лома на ОАО «ОЭМК» является ООО «Уралметком Оскол».

Поставка крупных партий лома, как правило, осуществляется железнодорожным транспортом.

В соответствии с п. 4.4.   «Порядка…» если цена товара, поставляемого с каких-либо территорий (от продавцов, расположенных на каких-либо территориях), оказывается более чем на 10 процентов выше средневзвешенной цены товара, доступного приобретателю (приобретателям) в пределах предварительно определенных географических границ рассматриваемого товарного рынка, то такие территории (продавцы) должны относиться к другим товарным рынкам.

В таблице 1 представлены цены закупки лома черных металлов предприятиями, действующими от имени металлургических комбинатов и стоимость доставки в адрес других металлургических комбинатов, расположенных в иных регионах

  Как видно из данной таблицы затраты на транспортирование лома в другие металлургические комбинаты превышают 10 процентов цены закупки, за исключением ОАО «НЛМК», расположенного в Липецкой области.

 На основании вышесказанного следует, географическими границами данного товарного рынка являются близлежащие регионы, прилегающие  к  металлургическим комбинатам ОАО «ОЭМК» и ОАО «НЛМК».

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих

на товарном рынке


             Поставщиками на анализируемом товарном рынке являются предприятия по сбору и переработке лома черных металлов.

Покупателями на данном товарном рынке являются:

  1. ОАО «Уралметком Оскол», которое действует от имени ОАО «ОЭМК» на основании договора.
  1. Группа лиц в составе: ООО «Уралвторчермет»» и ООО «Вторчермет НЛМК», действующие от имени ОАО «НЛМК» на основании договоров.

 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих

субъектов на рынке

 

С целью всестороннего анализа исследуемых товарных рынков  были определены следующие показатели:

  • состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке услуг  по закупке лома черных металлов предприятиями, действующими от имени металлургических комбинатов
  • объем закупки и реализации лома и отходов черных металлов, в натуральном выражении

В качестве экономической характеристики при расчете объема анализируемых товарных рынков приняты натуральные показатели. 

   Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к общему объему рассматриваемого товарного рынка. Для расчета долей использовались сведения хозяйствующих субъектов, работающих на рассматриваемых товарных рынках.

 

Таким образом, определены доли хозяйствующих субъектов товарного рынка «услуг по закупке лома черных металлов предприятиями, действующими от имени металлургических комбинатов» за 2009 год и 1 полугодие 2010 года. На данном товарном рынке наибольшую долю занимает ООО «Уралметком-Оскол», его доля составляет более 50%,  что говорит о его доминирующем положении на данном товарном рынке.

 

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Основными показателями, характеризующими уровень концентрации товарного рынка, являются:

  • коэффициент  рыночной  концентрации (CR), который рассчитывается как сумма  долей   3-х крупнейших продавцов.
  • индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами.

Показатели рыночной концентрации на  товарном рынке «услуг по скупке лома агентами-дистрибьюторами, действующими от имени металлургических комбинатов» показатели рыночной концентрации за весь анализируемый период составили  

  • 1 полугодие 2009 года  ¾  CR3 – 100,0%;  НН1 – 5333
  • 2 полугодие 2009 года ¾  CR3 – 100,0%;  НН1 - 5125
  • 1 полугодие 2010 года  ¾  CR3 –100,0%;  НН1 -5003

Исходя из рассчитанных количественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка, можно сделать вывод о высокой концентрации на анализируемом товарном рынке. 

 

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок.

Основными барьерами входа на анализируемый товарный рынок являются:

  • является получение лицензии на право осуществления деятельности по заготовке, переработке и реализации лома и отходов черных металлов (экологические ограничения);
  •  необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений;
  • значительный размер оборотных средств, необходимых для оплаты наличными за скупаемый лом.

 Одним из косвенных показателей степени преодолимости барьеров вхождения в данный рынок является динамика количества прибывающих и убывающих хозяйствующих субъектов. За анализируемый период только один хозяйствующий субъект вышел на исследуемый товарный рынок. Это указывает на высокие барьеры входа на товарный рынок.

 

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

Сводные результаты оценки конкурентной среды, а также сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих исследуемые товарные рынки, позволяют сделать вывод, что рассматриваемый товарный рынок являются высококонцентрированным.

На товарном рынке «услуг по закупке лома предприятиями, действующими от имени металлургических комбинатов» действуют 2 хозяйствующих субъекта:

  • ООО «Уралметком-Оскол» который имеет договор с ОАО «ОЭМК» на поставку шихтового лома, который является результатом переработки закупаемого ООО «Уралметком-Оскол» лома черных металлов для непосредственного использования в сталеплавильном производстве комбината;
  • Группа лиц в составе  ООО «Уралвторчермет» и  ООО «Вторчермет НЛМК», действующими от имени ОАО «НМЛК»

ООО «Уралметком-Оскол» занимает доминирующее положение на данном товарном рынке, таким образом, данный хозяйствующий субъект имеет возможность оказывать в различной степени влияние на рыночные ситуации на этом товарном рынке.

В целях осуществления контроля за рыночным поведением ООО «Уралметком-Оскол»  предлагается включить данный хозяйствующий субъект в Реестр хозяйствующих субъектов,  имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов по товарной группе: услуги по закупке лома от имени металлургических комбинатов географических границах близлежащих областей, прилегающих к металлургическим комбинатам ОАО «ОЭМК» и ОАО «НЛМК»  .