Анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов на территории Белгородской области

  1. Общие положения.

 

Настоящий обзор проводился в соответствии с  Планом работ ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы, утвержденного приказом ФАС России от 07.02.2011 № 66   

Методическую основу анализа составил Порядок проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке,  утвержденный  приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220  (далее – Порядок).

Цель Анализа - оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также на рынке услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов на территории Белгородской области

 

В качестве источников исходной информации для определения параметров исследуемых товарных рынков использовались:

·сведения, полученные от администрации Белгородской области,  органов местного самоуправления;

  • информация, полученная от ГУ «Управление автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области»;
  • сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, функционирующих на данных товарных рынках;
  • информационная база данных о законодательстве Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующая деятельность дорожного строительства

 

Проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке включило следующие этапы:

 

  1. Определение временного интервала исследования.

 

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Исходя из Методических рекомендаций ФАС России, временные границы  исследования товарного рынка услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также на рынке услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов определены в интервале  2008-2010 годов.

 

 

  1. Определение продуктовых границ товарного рынка.

 

         Согласно п. 3.4 Порядка предварительное определение товара проводится на основе анализа нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность.

В соответствии с  Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах), регулирующего отношения, возникающие в связи с осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно указанному федеральному закону искусственными дорожными сооружениями являются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона, в том числе,  мосты,  путепроводы и тоннели.

Таким образом, мосты,  путепроводы и тоннели являются составными частями автомобильных дорог.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации  строительством является создание зданий, строений, сооружений.

В соответствии с Законом об автомобильных дорогах услугой по реконструкции  автомобильной дороги является выполнение комплекса работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

Согласно указанному федеральному закону услугой по капитальному  ремонту автомобильной дороги является выполнение комплекса  работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

         В соответствии со статьей 740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог выполняются на основании договора строительного подряда.

         Согласно статье 763 ГК РФ в случае, если указанные работы предназначены для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, они осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

         При проведении рассматриваемого анализа состояния конкурентной среды необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу своими силами, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Особенность данного анализа заключается в том, что осуществляется расчет долей субподрядчиков и генеральных подрядчиков, выполнивших работы самостоятельно.

  Для установления продуктовых границ товарного рынка услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог,  тоннелей, мостов и путепроводов использовался Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст, данный вид деятельности относится к коду 45.21.2 «Производство общестроительных работ по строительству мостов, надземных автомобильных дорог, тоннелей и подземных дорог»  группировки 45 «Строительство».

Таким образом, исходя из анализа нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность, а также на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продуктовыми границами рассматриваемых товарных рынков будут являться услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также их составных частей тоннелей, мостов и путепроводов.

 

 IV. Определение географических границ товарных рынков.

       Определение географических границ рассматриваемых товарных рынков осуществляется методом установления фактических районов продаж, при этом для целей настоящего исследования районами продаж  являются районы фактически выполненных работ.

 В соответствии со статьей 5 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

  1. автомобильные дороги федерального значения;
  2. автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения;
  3. автомобильные дороги местного значения;
  4. частные автомобильные дороги.

На территории Белгородской области частные автомобильные дороги отсутствуют.

В соответствии с методическими рекомендациями ФАС России анализ рынков услуг проводится  по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог и отдельно их составных частей - тоннелей, мостов и путепроводов, находящихся в частной собственности, а также регионального, межмуниципального и местного значения.

Учитывая данные факторы, в данном обзоре за географические границы исследуемых товарных рынков приняты территориальные границы  Белгородской области.

 V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном  рынке.

         В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынках услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов включаются генеральные подрядчики, осуществляющие оказание услуг по выполнению вышеуказанных работ, а также субподрядчики I уровня, привлеченные ими к исполнению договоров подряда.

Деятельность на товарном рынке услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог осуществляют значительное количество хозяйствующих субъектов ( от 9 до 15)

Товарные рынки услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов характеризуются небольшим количеством хозяйствующих субъектов, данный вид деятельности осуществляют от 3 до 6 хозяйствующих субъектов, в зависимости от временного периода

Товарные рынки услуг, выполненных субподрядным способом, как по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог, так и по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов, характеризуются малым количеством хозяйствующих субъектов

Сведения о генеральных подрядчиках, субподрядчиках по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений представлены в приложении 1 (таблицы   1, 1.1, 2, 2.1)

 

             

  1. Расчет объема товарных рынков и долей хозяйствующих  субъектов.

Расчет общего объема, произведенных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов за 2008-2009 годы в географических границах Белгородской области и долей хозяйствующих субъектов на указанных рынках осуществляется на основании следующих показателей объема продаж в стоимостном и натуральном выражении, а именно:

  • суммарной стоимости выполненных подрядных работ для государственных и муниципальных нужд по заключенным государственным и муниципальным контрактам,
  • суммарного количества (площади) построенных автодорог.

Доля хозяйствующего субъекта на товарных рынках услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог определена как выраженное в процентах отношение объема продаж, данного хозяйствующего субъекта к общему объему товарного рынка в стоимостном и натуральном выражении.

Доля хозяйствующего субъекта на товарных рынках услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов определена только в стоимостном выражении, так как показатели в натуральном выражении не сопоставимы.

  • Самым крупным участником товарного рынка услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог является ООО «Автодорстрой-подрядчик».

На товарном рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов присутствует небольшое количество хозяйствующих субъектов, значительную долю занимает два хозяйствующих субъекта ООО «Автомост»     и  ООО «Мостстройинвест»  

Общий объем анализируемых  товарных рынков,  также расчет  долей хозяйствующих  субъектов, функционирующих на данных товарных рынках в общем объеме товарного рынка в географических границах Белгородской области за 2008г., 2009г.  и 2010 г. представлен в  приложении 2 (таблицы  № 4, 4.1 и № 5, 5.1)

 

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Основными показателями, характеризующими уровень концентрации товарного рынка, являются:

  • коэффициент  рыночной  концентрации (CR), который рассчитывается как сумма  долей   3-х крупнейших продавцов.
  • индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами.

 Исходя из рассчитанных количественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка,  можно сделать следующие выводы:

  • по генеральным подрядчикам  уровень концентрации товарного рынка услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог можно отнести к умеренно концентрированному товарному рынку, рынка услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов - к высококонцентрированному товарному рынку;
  •  по субподрядчикам анализируемые товарные рынки относятся к высококонцентрированным товарным рынкам

 

               VIII. Определение барьеров входа на товарные рынки.

В рамках анализа состояния конкурентной среды товарных рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также на рынке услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов Белгородским УФАС России было проведено анкетирование хозяйствующих субъектов, действующих на данных товарных рынках о существующих барьерах в сфере дорожного строительства . Данные опроса представлены в Приложении 3.   

Результаты опроса показали следующее.

Около 60%  опрошенных предприятий считают, что при проведении торгов  крупная сумма требуемого задатка и отсутствие аванса ограничивает возможность участия средних и малых компаний в конкурсах и аукционах, на выполнение работ, связанных со строительством, реконструкцией и ремонтом дорог и мостов, тоннелей, путепроводов

40% опрошенных полагают, что не располагают достаточными ресурсами для выполнения требуемых объемов работ в установленный заказчиком срок, что  ограничивает возможность участия средних и малых строительных компаний  в конкурсах, аукционах.

 Около 70% хозяйствующих субъектов считают, что при размещении заказов для государственных и муниципальных заказчиков с группировкой их в лоты с объемом работ свыше 100 млн. рублей, что также ограничивает возможность участия в торгах

Большинство респондентов отметили, что при проведении торгов наличие требований об использовании определенной техники при выполнении строительных и ремонтных работ; требования к качеству материалов, которые необходимо  использовать при строительстве и ремонте дорог и мостов и требования, предъявляемые заказчиком к объекту при приемке работ, незначительно влияют на возможность участия средних и малых компаний в конкурсах, аукционах.

Основными проблемами, с которыми предприятия сталкиваются при оказании услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, тоннелей, мостов и путепроводов это  предоставление «окон»  на железной дороге, согласование переноса коммуникаций, длительное время прохождения государственной экспертизы, большое количество запрашиваемых документов при получении разрешения на строительство, прохождение большого количества инстанций при получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Анализ информации, полученной от органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, уполномоченных на выдачу разрешения на строительство и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию показал, что средний срок рассмотрения  заявления составляет в основном 10 дней (таблица 7). Отказов в выдаче разрешения на ввод объекта  в эксплуатацию  за период с 01.01.2008 по 31.12.2010 не было. За данный период в выдаче разрешения на строительство было отказано 6 хозяйствующим субъекта, что составляет 8% от общего количества поступивших заявлений.

 За анализируемый период на территории Белгородской области рассмотрено 47 заявлений о проведении государственной экспертизы проектной документации, по всем заявлениям выдано положительное заключение (таблица 8).  Средний срок рассмотрения заявлений составляет от 37 до 45 дней.

Анализ информации об осуществлении государственного строительного надзора, представленной Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Правительства Белгородской области, показал, что за анализируемый период  проверено 8 объектов капитального строительства (таблица 9). В отношении этих объектов проведено 15 проверок, составлено 15 актов и выдано 10 предписаний, с указанием вида нарушения. Один объект был приостановлен по причине отсутствия финансирования.

Белгородским УФАС проведен анализ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, которые регламентируют порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выдачи разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, осуществления  государственного строительного надзора на предмет соответствия федеральному законодательству о градостроительной деятельности и антимонопольному законодательству Российской Федерации, признаков нарушения не установлено.

Жалоб хозяйствующих субъектов на действия (бездействие) органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления, уполномоченных учреждений при проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выдаче разрешения на строительство, вводе объекта в эксплуатацию, осуществлении государственного строительного надзора (иного вида надзора при строительстве объектов капитального строительства) не поступало.

 

IX. Анализ состояния конкуренции на товарном рынке (выводы).

     Сводные результаты оценки состояния конкурентной среды регионального товарного рынка  услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и дорожных сооружений, позволяют сделать вывод, что уровень концентрации анализируемых товарных рынков различный:

  • Рынок услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог можно к умеренно концентрированному товарному рынку.
  • Рынок услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений относится к высококонцентрированному товарному рынку, на котором действует небольшое количество хозяйствующих субъектов, занимающих большие рыночные доли.

Анализируемые рынки характеризуются значительными барьерами, в т.ч. административными, связанными с длительным временем прохождения государственной экспертизы, большим количеством запрашиваемых документов при получении разрешения на строительство, прохождением большого количества инстанций при получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, согласований переноса коммуникаций.  

В последнее время рынок услуг по строительству дорог, их ремонту и реконструкции растет и предложений становится все больше, это связано, в том числе с реализацией областной целевой программы «Совершенствование и развитие дорожной сети в Белгородской области на 2008-2010 годы», утвержденной  Постановлением правительства Белгородской области от 03.09.2007 № 205а-пп 

Имеются предпосылки того, что  число участников на товарном рынке дорожного строительства может увеличиться в связи с реализацией долгосрочной программы «Совершенствование и развитие транспортной инфраструктуры Белгородской области на 2011-2017 годы», утверждённой постановлением Правительства Белгородской области  от 16.10.2010 №338пп. С 2011 по 2017 годы в области планируется увеличить протяжённость автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием на 155,7 километра, реконструировать с повышением категории и улучшением транспортно-эксплуатационных качеств - 635 километров

В целях недопущения ограничения конкуренции на рынке услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений предлагается усилить контроль за крупнейшими хозяйствующими  субъектами, осуществляющими деятельность на данном товарном рынке.