Анализ товарного рынка переработки молочного сырья и производства молочной продукции

Содержание

1.Общие положения

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка

3. Продуктовые границы товарного рынка

4. Географические границы товарного рынка

5. Состав продавцов и покупателей

6. Объем рынка молочного сырья

7. Экономическая концентрация хозяйствующих субъектов на рынке переработки молока

8. Вопросы ценовой политики на анализируемом рынке.

9. Качественные показатели структуры товарного рынка

10. Выводы

       

 

1. Общие положения

 

Настоящий анализ товарного рынка по закупке, переработке и реализации молока  выполнен на основании:

- Приказа ФАС России от 07.02.201 № 66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011 - 2012 годы»;

- приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке»;

- в целях определения состояния конкуренции на товарных рынках по переработке молока и производства молочных продуктов  и дальнейшего осуществления контроля за экономической концентрацией на указанных рынках.

По мере того, как углубляется процесс развития рыночной экономики, деятельность предприятий и экономическая эффективность их производства все в большей степени зависят от взаимоотношений предприятий с потребителями, поставщиками и конкурентами.

В решении задач по обеспечению продовольствием населения особая роль принадлежит пищевой и перерабатывающей промышленностям, представляющим собой совокупность отраслей промышленности, одной из которых является молочная.

При проведении анализа в качестве исходной информации использованы:

  1. Сведения хозяйствующих субъектов, осуществляющих переработку молочного сырья и производство молочной продукции;
  2. Сведения Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области;
  3. Сведения Департамента агропромышленного комплекса Белгородской области.

 

2. Определение временного интервала исследования

товарного рынка

 

Анализ товарного рынка переработки молока коровьего   выполнен за период с 2008 по 2010 годы.

 

3. Продуктовые границы товарного рынка

 

Продуктовые границы товарного рынка определяются, исходя из вида деятельности, возможности взаимозаменяемости услуг и товаров.

Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в редакции от 30.12.2008) определено понятие продовольственного сырья.

Под продовольственным сырьем понимается сырье растительного, животного, микробиологического, минерального и искусственного происхождения и вода, используемые для изготовления пищевых продуктов.

Сырьем для производства молочной продукции является молоко.

Существуют различные виды молока, в том числе коровье, козье, кобылье. По данным перерабатывающих предприятий в промышленной переработке используется (поступает) в основном коровье молоко, так как другие виды молока производятся в небольших количествах и используются чаще всего населением только для собственных нужд.

Для установления принадлежности молочного сырья к классификационной группе, использовался общероссийский классификатор продукции  (ОКП).

Код молочного сырья по ОКП  является - 98 1912, эта товарная группа включает в себя: молоко коровье.

Молоко как продукт относится к социально значимой группе товаров. В молоке содержится свыше 100 ценнейших компонентов: до 20 сбалансированных аминокислот, почти столько же жирных кислот и  сахарлактоза. Молоко включено в состав потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети).

Молоко, предназначенное для промышленной переработки, должно соответствовать требованиям ГОСТа Р 52054-2003 (распространяется на молоко натуральное коровье (далее молоко), производимое для дальнейшей переработки в установленном ассортименте), ветеринарным и санитарным правилам. Молоко должно быть цельным, свежим, с минимальным количеством микробов, без дефектов вкуса, запаха, консистенции и цвета, не замороженным, плотностью не менее 1,027 г/см3.

По вопросу взаимозаменяемости сырого молока, как сырья для производства молочной продукции взаимоменяемым сырьем, согласно технологического процесса изготовления молочной продукции можно считать сухое молоко. При существующей технологии при восстановлении сухого молока, восстановленное сырье добавляется к сырому молоку. Но не все виды молочной продукции возможно изготовить из сухого молока. Например, такой продукт, как масло животное, из сухого молока изготовить не возможно.

Как показал опрос хозяйствующих субъектов, осуществляющих переработку молока, в большинстве своем данный вид сырья не является актуальным  в связи с  дополнительными энергозатратами на его переработку и наличия емкостей больших размеров для его замачивания.

Основными причинами замены некоторыми молочными комбинатами сырья (сырое молоко на сухое молоко) является следующее:

- сезонный  спад надоев молока;

- тенденция снижения поголовья скота, в частности молочного стада.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005 -93 (ОКП), утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 30.12.93 (редакция от 01.09.2006 молоко и молочная продукция относится к коду 922001, к которому отнесены следующие отрасли: мясная, молочная, рыбная, комбикормовая и микробиологическая.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.11.2001г. № 454-ст. деятельность по производству молочных продуктов относится к разделу D «Обрабатывающие производства», подраздела DA «Производство пищевых продуктов, включая напитки и табак» и классифицируется как «производство молочных продуктов» – код 15.5;  «переработка молока и производство сыра» - код 15.51; производство цельномолочной продукции – код 15.51.1.

Таким образом, предприятия, выпускающие указанную продукцию, осуществляют деятельность по переработке молока.

В ходе проведенного анализа установлено, что все действующие молокозаводы производят закупку молочного сырья для производства собственной готовой молочной продукции, либо используют молочное сырье собственного производства. Переработка молочного сырья на давальческих условиях, когда сырье и готовая продукция являются собственностью заказчика, осуществляется комбинатами крайне редко.

 Таким образом, продуктовые границы анализируемого рынка определены как деятельность по переработке  молока и производства цельномолочной продукции.

Отличительным аспектом данных рынков является также и то, что параллельно существуют два взаимосвязанных рынка переработки молока – (сырья для производства молочной продукции) и собственно переработки молока, технологический процесс которых изначально  совпадает.

 

 

 

4. Географические границы товарного рынка

 

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар и такая возможность отсутствует за ее пределами.

Поскольку молоко является скоропортящимся продуктом, то на географические границы исследуемого рынка влияет такой фактор, как удаленность производителя молока от предприятий переработчиков.

Как для сельскохозяйственных, так и для молочных предприятий экономически целесообразно организовать доставку молока при минимизации транспортных расходов.

В этой связи при строительстве молокозаводов в Белгородской области (строительство осуществлялось в 60-70 годы 20 - го века) за основу был взят принцип размещения их  по административно-территориальным районам   региона, ныне муниципальным районам. При этом необходимым условием для обращения товара (молочного сырья)  являлось:

- развитость транспортной составляющей (наличие и состояние дорог);

- размещение предприятий в районном центре, который практически был связан транспортной сетью со всеми сельхозпроизводителями района;

- доступность перемещения товара (цельномолочной продукции) к покупателю.

В последние годы транспортные расходы по доставке молока значительно увеличились в связи с постоянным ростом цен на бензин, запчасти и т.д. Это обусловило для сельскохозяйственных производителей ограничение выбора молочных предприятий для сдачи молока.

Молоко доставляется на предприятия транспортом как сельскохозяйственных, так и молочных предприятий, поэтому сельхозпроизводителям более выгодно поставлять молоко на предприятия, расположенные на территории Белгородской области, в основном в административных границах муниципальных районов или поселений. Но как показывает опрос среди производителей и переработчиков, вследствие нехватки сырья молочные предприятия вынуждены завозить молоко и из более отдаленных населенных пунктов или других областей, однако это не является постоянным и главным критерием при доставке молока.

Другими факторами, определяющими географические границы рынка переработки молока, являются: загрузка производственных мощностей, ценовая политика, сложившиеся хозяйственные связи, инфраструктура приемки и доставки молочного сырья.

Качество молока, поступающего на молочные комбинаты, является основой производства качественной молочной продукции. Поэтому переработчики молока и его производители по возможности помогают каждый своим партнерам. Это и охлаждение молока со стороны сельхозпроизводителей (в большинстве своем сельхозпроизводители обеспечены танками–охладителями), со стороны переработчиков (строительство мелкоприемных пунктов). Такой опыт есть практически во всех муниципальных районах области.

Географические границы рынка переработки молочного сырья совпадают с административными границами Белгородской области, что позволяет отнести анализируемый рынок к региональному. В то же время практически все переработчики молока, расположенные на территории Белгородской области, расширяют географические границы закупок сырого молока, покупая его не только в муниципальном районе, где расположено предприятие, а по всей области и в других соседних регионах. Свыше половины предприятий осуществляют переработку молока, поставляемое от сельхозпредприятий  муниципального района и поселений, где расположено перерабатывающее предприятие. При этом  основным условием обращения товара на данных локальных рынках является:

- возможность перемещения товара к покупателю (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара;

- организационно-транспортные схемы приобретения товара покупателями.

Таким образом, рынок переработки молочного сырья в целом  по Белгородской области отнесен к региональному, а в границах муниципального образования – к локальному.

 

                               

5. Состав продавцов и покупателей

 

Продавцами сырья для переработки молока на данном рынке являются сельскохозяйственные предприятия – бывшие колхозы и совхозы, ныне хозяйствующие субъекты  существующие в форме СПК, ЗАО, ОАО, ООО; фермерские хозяйства и хозяйства населения. Всего по Белгородской области насчитывается свыше трехсот сельскохозяйственных предприятий и пятисот фермерских хозяйств.

Покупателями молока являются перерабатывающие молочные комбинаты, сельскохозяйственные предприятия, имеющие цеха по переработке молока, а также частные предприниматели, осуществляющие деятельность  по переработке  молока и производства цельномолочной продукции, а именно: молоко различной жирности, сливки, цельномолочная и кисломолочная продукция, творог, сыр, масло коровье, СЦМ.

Таблица №1

 

Предприятия переработчики сырого молока Белгородской области

 

№ п/п

ПРЕДПРИЯТИЕ

Адрес

 
 
 

1

ЗАО Алексеевский МКК

309850, Белгородская обл., г. Алексеевка, ул. Тимирязева,10

 

2

ОАО "Белгородский  МК"

308032, г. Белгород, ул. Привольная,5

 

3

ОАО "Белмолпродукт"

308013, г. Белгород, ул. Михайловское шоссе,14

 

4

ОАО " Молоко"

309710, Белгородская область, г. Валуйки, ул. Суржикова,78

 

5

ООО "Молоко Вейделевки"

309720 Белгородская обл. п. Вейделевка, ул. Первомайская,97

 

6

ЗАО "Волоконовский МКК"

309665, Белгородская область, Волоконовский р-н, п. Пятницкое, ул. Первомайская, 1

 

7

ОАО "Сыр-молоко" Грайворон

309370 Белгородская обл., г. Грайворон, ул. Тарана,1

 

8

ОАО "Ивнянский маслозавод"

309140  Белгородская обл. п. Ивня, ул. Советская, 52

 

9

ООО " Молоко "

309212, Белгородская обл. г. Короча, ул. Урицкого, 34

 

10

ООО "Тульчинка.RU"

309820, Белгородская обл. Красногвардейский р-н, с. Засосна, ул. Ленина, 108

 

11

ООО "Белгородская сыроваренная компания"

309620, Белгородская обл., Н-Оскольский р-н, с. Великомихайловка, ул. Каховка, 60

 

12

ОАО "Молоко"

309300, Белгородская обл., Ракитянский р-н, п. Пролетарский, ул. Маслозаводская,1

 

13

ОАО " Содружество "

309740, Белгородская обл. п. Ровеньки, ул. Горького, 103

 

14

ЗАО "МК  " Авида " 

309500, Белгородская обл. г. Ст. Оскол, ул. Победы,3

 

15

ОАО Шебекинский маслозавод

309250 Белгородская обл., г. Шебекино, ул. Фрунзе, 11

 

16

ЗАО Томмолоко

309400, Белгородская обл., Яковлевский р-н, п. Томаровка, ул. Промышленная, 1

 

17

ООО "ОНКЕН"

309001, Белгородская обл. п. Прохоровка, ул. Мичурина, 48

 

18

ООО ПК "Стойленский"

309500, Белгородская обл., г. Ст. Оскол, площадка Стойленского ГОКа

 

19

ООО "Яруга"

309420, Белгородская обл., п. Красная Яруга, ул. Центральная

 

 

На территории Белгородской области переработкой молока занимаются 19 молочных предприятий, производящих различные виды молочной продукции. Из них наиболее крупными переработчиками молочного сырья являются 5 хозяйствующих субъекта (ЗАО «Алексеевский молочный комбинат», ОАО «Белгородский молочный комбинат», ОАО «Шебекинский маслозавод», ОАО «Молочный комбинат «Авида», ЗАО «Томмолоко». Однако, согласно выше представленной таблице не все из них являются действующими и самостоятельно функционирующими. Так ОАО «Молоко» (309300, Белгородская обл., Ракитянский р-н, п. Пролетарский, ул. Маслозаводская,1), находится с 2010 года на стадии банкротства. ЗАО «Волооновский МКК» (309665, Белгородская область, Волоконовский р-н, п. Пятницкое, ул. Первомайская, 1) на момент проведения исследования является подразделением ОАО «Белмолпродукт». ООО ПК "Стойленский" не занимается переработкой молока.

 

                           

 

6. Объем рынка молочного сырья

 

По данным Белгородстата на территории Белгородской области производство молока осуществляют 320 сельскохозяйственных предприятия различной организационно-правовой формы и 570 фермерских хозяйств.

Основной причиной снижения объемов производства молока остается сокращение поголовья коров, которое в отчетном периоде имело место, как в сельхозпредприятиях, так и в личных хозяйствах населения.

Необходимо отметить, что молоко и молочные продукты традиционно являются жизненно важным звеном в рационе жителей Белгородской области.


7. Экономическая концентрация хозяйствующих субъектов на рынке переработки молока

 

Структура молочной отрасли Белгородской области как сказано выше сложилась еще во время плановой экономики. В состав области входят 19 муниципальных районов, 3 городских округа,  25 городских и 260 сельских поселений. В 19 муниципальных районах имеется молокозавод. В анализируемый период переработку молочного сырья осуществляло также 19 хозяйствующих субъектов. Информацию представили 15 предприятий. Закупают переработчики молоко не только у сельхозпроизводителей, расположенных на  территории муниципального  района и его поселений, но и по всей территории  Белгородской области, а некоторые из них и за ее пределами (Курская и Воронежская области).

Количественной характеристикой объема товарных ресурсов анализируемого рынка является общий объем переработки молочного сырья, осуществляемого в географических границах товарного рынка всеми хозяйствующими субъектами, функционирующими  на данном товарном рынке, а также объем переработки молочного сырья, осуществляемого в границах муниципальных районов.

Количественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка являются:

  • численность хозяйствующих субъектов, действующих на анализируемом товарном рынке;
  • доли каждого хозяйствующего субъекта, функционирующего на данном товарном рынке;
  • показатели рыночной концентрации.

 

Определение доли каждого хозяйствующего субъекта  на региональном товарном рынке по переработке молочного сырья в общем объеме товарного ресурса рынка Белгородской области представлено в таблице 9.

 Как видно из таблицы 9, на товарном рынке по переработке молочного сырья  в целом по региональному рынку явно выраженных доминантов нет, разрыв между значениями долей хозяйствующих субъектов неравномерный, их доля в общем объеме товарного ресурса колеблется от 0,13% до  23,89%.

Уровень рыночной концентрации товарного рынка  в целом характеризуется величиной коэффициента рыночной концентрации 3-х крупных хозяйствующих субъектов (CR3),  которая составила:

  • в 2008 году – 53,1%;
  • в 2009 году – 54,58%;
  • в 2010 году – 54,91%.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (НН1) соответственно составил 1284,32, 1343,17 и 1355,56.

 

 

Уровень рыночной концентрации товарного рынка  в целом характеризуется величиной коэффициента рыночной концентрации 3-х крупных хозяйствующих субъектов (CR3),  которая составила:

  • в 2008 году – 60%;
  • в 2009 году – 60%;
  • в 2010 году – 59,83%.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (НН1) соответственно составил 1541,18, 1508,77 и 1462,51.

В соответствии с представленными показателями данный рынок является умеренно концентрированным.

 

Показатели рыночной концентрации рынка молочного сырья, свидетельствуют о неравномерности действующих на данном рынке хозяйствующих субъектов, приобретающих молочное сырье для переработки, и разномасштабности их деятельности.

 

 

8. Вопросы ценовой политики анализируемого  рынка

 

8.1 Формирование закупочных цен на молоко

Производственные отношения между поставщиками молока-сырья и производителями молочной продукции на рынке переработки молока строятся на договорной основе по согласованию сторон с учетом спроса на произведенную продукцию  и цены ее реализации.

В договоре стороны предусматривают:

 -     показатели качества молока;

  •  способ и порядок приемки;
  • форма расчетов; ответственность сторон.

Договора имеют приложения в виде «Соглашений», предметом которых являются  именно требования, предъявляемые к качеству поставляемого молока в соответствии с существующими гостами, а также «Протоколы согласования договорных цен», которые определяют цену 1 кг  молока (в зачетном весе) на основании ГОСТа № 52054-2003.

Анализ ценовой политики показывает, что покупатели, т. е переработчики определяют цену сырого молока. Главными критериями определения цены в процессе переговоров между сторонами договора являются:

  • качество поставляемого молока (сортность, степень охлаждения);
  • объем поставляемого сырья;
  • способ доставки молока-сырья (через собственные приемные пункты сбора молока, доставка собственным транспортом перерабатывающего предприятия или сельхозпроизводителя, сбор молока у подворий личного подсобного хозяйства (ЛПХ) молокоперерабатывающими предприятиями или через договора с индивидуальными предпринимателями, занимающимися сбором молока у населения, наличие танков-охладителей),
  • сезонность.

Наиболее значительным фактором  определения цены в анализируемом рынке является сезонность производства сырья. В течение года кривая производства молока-сырья, зависящая от генетических особенностей животных, выглядит следующим образом:

-  январь, февраль – стабильное производство с тенденциями к увеличению;

-  март, апрель, май – поступательное увеличение производства;

-  август – резкое снижение производства;

-  сентябрь, октябрь, ноябрь – поступательное снижение;

-  декабрь – стабилизация производства.

В этой связи,  в весенне-летний период в связи с увеличением объемов производства сырого молока закупочные цены на молоко понижаются, а в  осенне-зимний период повышаются, т.е. повышение цен наблюдается с ноября по февраль, а, начиная с марта идет снижение цены. Наименьшая цена отмечена в июле месяце. При этом закупочная цена дифференцируется и по сортности молока и по категориям сельхозпроизводителей. В каждом конкретном случае  перерабатывающие предприятия действуют по конкретной ситуации. Молоко высшего сорта оценивается по самым высоким ценам. Высокая цена  на молоко устанавливается не только для сельхозпредприятий, но и для молокозаводов, которые поставляют на молокозаводы высококачественное  подготовленное молоко для дальнейшей переработки. Некоторые молокоперерабатывающие предприятия формируют закупочные цены, используя свое исключительное положение. При этом такая закономерность отмечается по ряду молокозаводов.

        

8.2 Формирование себестоимости и  цен реализации молочной продукции

Формированием себестоимости и  цен на молочную продукцию, как и закупочных цен на сырое молоко предприятия занимаются самостоятельно.

Как следует из опроса переработчиков, за основу принимается анализ рынка цельномолочной продукции, который  предприятие в силу своих возможностей осуществляет постоянно, изучая спрос и предложение, а также анализ закупочных цен на молоко, проводимый как самим перерабатывающим предприятием, так и департаментом агропромышленного комплекса администрации Белгородской области.

Порядок формирования себестоимости состоит из следующих этапов:

  1. Определение сырьевой себестоимости, а именно определение стоимости сырья;
  2. Определение производственной себестоимости (отнесение прямых производственных затрат на сырьевую себестоимость продукции);
  3. Определение полной себестоимости (отнесение косвенных затрат).

Цена  реализации определяется в конечном итоге как сумма слагаемых: себестоимость  + рентабельность + НДС.

Аналогичная ситуация и с прочими производителями, так как они несут аналогичные издержки по совершенно однородным статьям затрат.

 В связи с сезонностью производства молокосырья в период снижения его поставок, нехватка молока по ряду предприятий восполняется методом восстановления его из сухого молока. Из смеси сырого  молочного сырья и восстановленного молока вырабатывается целый ряд молочных продуктов. Однако как считают переработчики данный метод в связи с высокой энергоемкостью является невыгодным для переработчиков и используется  в основном в период  острой нехватки молокосырья. Кроме того сухое молоко используется и в сухом виде при производстве кефира, бифидоков, сметаны, спредов, йогуртов, майонеза с целью улучшения потребительских свойств готовой продукции.

Одновременно с вышеприведенным присутствует также и такой момент, как максимальное увеличение производства молока из-за снижения покупательской активности потребителя на рынке готовой продукции. В этой связи возникает так называемая проблема «лишнего молока». Чтобы это условно «лишнее молоко» принять и переработать, молочные заводы, комбинаты идут на определенные издержки, связанные с закладкой этого молока в продукты с «длинным» сроком реализации (масло, сухое молоко, сыры и т.д.).

С учетом изложенного и в виду того, что молоко является быстро портящимся продуктом, а для осуществления его переработки необходимы финансовые вложения, которыми практически все сельхозпроизводители не обладают, производители сырого молока не имеют возможности воздействовать на цену сдаваемого ими молочного сырья и поэтому цены на молочное сырье устанавливают переработчики, а не производители. В анализируемом периоде нарушений порядка ценообразования при установлении закупочных цен не выявлено.

 

9. Качественные показатели структуры товарного рынка

Качественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка являются:

- наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;

- открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.

В результате исследования рынка переработки молока установлено следующее:

С 01.01.2008 по 01.01.2011 Правительством Белгородской области приняты следующие постановления с целью поддержки и развития изучаемого рынка:

  • постановление правительства Белгородской обл. от 12.05.2009 N 160-пп "О поддержке производителей молока Белгородской области в 2009 году";
  • постановление правительства Белгородской обл. от 17.03.2008 N 54-пп "О поддержке развития молочного животноводства".

В целом рынок молочного сырья полностью открыт для межрегиональной торговли. Подтверждением открытости рынка молочного сырья является отсутствие административных барьеров при его передвижение между регионами.

 

Выводы

 

Проведенный анализ рынка переработки молочного сырья показал, что:

 

1. Продуктовыми границами исследуемого рынка является деятельность по переработке молока.

2. Продавцами (поставщиками молочного сырья) на данном рынке в основном являются сельскохозяйственные предприятия, а также фермерские хозяйства и хозяйства населения, а покупателями – перерабатывающие предприятия - молочные комбинаты, осуществляющие деятельность  по переработке  молока и производства цельномолочной продукции,

3. Географические границы рынка переработки молочного сырья совпадают с административными границами муниципальных районов Белгородской области, что позволяет отнести анализируемый рынок не только к  региональному, но и локальному.

4. Количественные показатели, характеризующие структуру анализируемого товарного рынка переработки молока, позволяют сделать вывод о разной степени развитости конкурентной среды на указанных рынках. На региональном рынке сложился низкий уровень концентрации, так как крупные предприятия покупают молоко во всей Белгородской области. В то же время свыше половины молокозаводов большую часть молока  приобретают в своих муниципальных районах, где доля их свыше 35% и локальные товарные рынки по переработке молочного сырья является высококонцентрированными.

5. Молоко является быстро портящимся продуктом и для  осуществления его переработки необходимы финансовые вложения,  поэтому цены на молочное сырье устанавливают переработчики.

В большинстве своем производители молока не имеют возможности влиять на цену сдаваемого ими молочного сырья.

6. Рынок молочного сырья открыт для межрегиональной торговли.

В то же время увеличение затрат на транспортировку молочного сырья обуславливает сельхозпроизводителей к необходимости ограничения выбора молочных предприятий для сдачи молока. Это обстоятельство и привело к сужению в ряде  случаев географических границ рассматриваемого рынка. Молочные предприятия в основном принимают молоко от хозяйств района своего местонахождения и близлежащих, так как транспортировка молока на дальние расстояния при отсутствии танков охладителей или приемных пунктов приводит к ухудшению качества молока, а сельхозпредприятия также из-за высоких транспортных затрат в большинстве своем поставляют молочное сырье на предприятия своего муниципального района.

В качестве негативных аспектов во взаимоотношениях между сельхозтоваропроизводителями молочного сырья и перерабатывающими организациями можно отметить следующее:

- сезонные колебания цен, что в какой то мере снижает заинтересованность хозяйств-производителей молочного сырья в наращивании объемов производства продукта.

В целях  осуществления контроля экономической концентрации, недопущения ограничения или устранения конкуренции, для осуществления контроля за рыночным поведением хозяйствующих субъектов, действующих на рынке по переработке  молока:

1. Внести изменения в «Реестр хозяйствующих субъектов,  имеющих  долю на  рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов» в связи с изменением положения отдельных хозяйствующих субъектов на исследуемом рынке.

         2. Исключить из  Реестра хозяйствующих субъектов,  имеющих  долю на  рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов» хозяйствующие субъекты, имеющие долю на рынке по переработке молока ниже  тридцати пяти процентов.