• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Анализ состояния конкуренции на рынках услуг по водоснабжению и водоотведению на территории Старооскольского городского округа

Анализ состояния конкуренции на рынках услуг по водоснабжению и водоотведению на территории Старооскольского городского округа.

 

Содержание

 

1.Общие положения

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка

3. Продуктовые границы товарного рынка

4. Географические границы товарного рынка

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

7. Уровень концентрации товарного рынка

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

  1. Общие положения

 

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарных  рынках услуг по водоснабжению и водоотведению выполнен в соответствии с «Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденным Приказом ФАС Росси от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок).

Цель Анализа – оценка состояния конкурентной среды на рынках услуг по водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования, Старооскольский городской округ.

Основным источником данных о составе хозяйствующих субъектов, действующих на рынках, являются данные, представленные Администрацией Старооскольского городского округа.

 

 

 

Основным источником информации для расчета объема товарных рынков, долей хозяйствующих субъектов являются данные, представленные хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по водоснабжению и водоотведению.

 

 

2. Определение временного интервала исследования

 

Временной интервал исследования рынка – 2009 и 2010 годы.

 

 

 

 

 

3. Продуктовые границы товарных рынков

 

 

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) 029-2007, услуга водоснабжения относится к разделу Е «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», подразделу ЕА «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», классу 41 «Сбор, очистка и распределение воды»; услуга водоотведения относится к разделу О «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», подразделу ОА «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», классу 90 «Сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность», подклассу 90.01 «Сбор и обработка сточных вод».

В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, под водоснабжением понимают технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.

Таким образом, процесс водоснабжения включает следующие стадии: забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.

Под водоотведением понимают технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.

Процесс водоотведения включает следующие стадии: сбор и транспортировку сточных вод на очистные сооружения.

В итоге, водоснабжение и водоотведение представляют собой технологически не связанные процессы, осуществляемые с использованием различных инженерных систем, что позволяет отнести услуги водоснабжения и водоотведения к разным товарным рынкам.

 

 

  1. Географические границы товарных рынков

 

Географические границы товарных рынков совпадают с административными границами Старооскольского городского округа.

 

 

  1. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках

 

Согласно сведениям, представленным Администрацией Старооскольского городского округа, в границах данного муниципального образования на рынке услуг водоснабжению действуют 7 хозяйствующих субъектов (таблица 1):

 

- ОАО «Оскольский завод металлургического машиностроения»;

- ОАО «КМАпроектжилстрой»;

- ЗАО «Спецэнерго»;

- МУП «Водоканал»;

- ОАО «Оскольский электрометаллургический комбинат»;

- ОАО «Стойленский горнообогатительный комбинат»;

- ОАО «Песчанский ЗСКД»;

 

Согласно сведениям, представленным Администрацией Старооскольского городского округа, в границах данного муниципального образования на рынке услуг водоотведению действуют 6 хозяйствующих субъектов:

 

- ОАО «КМАпроектжилстрой»;

- ЗАО «Спецэнерго»;

- МУП «Водоканал»;

- ОАО «Оскольский электрометаллургический комбинат»;

- ОАО «Стойленский горнообогатительный комбинат»;

- ОАО «Песчанский ЗСКД»;

 

  1. Расчет объема товарных рынков и долей хозяйствующих субъектов на них.

 

Оценка объема рынка водоснабжения осуществляется на основании объема питьевой воды, реализованной конечным потребителям, выраженного в м3.

Объем рынка водоснабжения определяется как сумма объемов питьевой воды, реализованной конечным потребителям хозяйствующими субъектами, осуществляющими оказание услуг водоснабжения.

Оценка объема рынка водоотведения осуществляется на основании объема сточных вод, отведенного на очистные сооружения, выраженного в м3.

Объем рынка водоотведения определяется как сумма объемов сточных вод, отведенных на очистные сооружения хозяйствующими субъектами, осуществляющими оказание услуг водоотведения.

Данные об объемах питьевой воды, реализованной конечным потребителям хозяйствующими субъектами, осуществляющими оказание услуг водоснабжения в 2009-2010 гг. отражены в таблицах 2 и 3.

Данные об объемах сточных вод, отведенных на очистные сооружения, хозяйствующими субъектами, осуществляющими оказание услуг водоотведения в 2009-2010 гг. отражены в таблицах 4 и 5.

  Согласно п. 6.3 Порядка, Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Таким образом, используя данные таблицы, по сумме двух лет получаем:

 

Доля, занимаемая МУП «Водоканал» на рынке водоснабжения в 2009-2010 гг. составляет ≈ 96%.

Доли остальных хозяйствующих субъектов незначительны и составляют от 2% и менее.

 

 

Доля, занимаемая МУП «Водоканал» на рынке водоотведения в 2009-2010 гг. составляет ≈ 95%.

Доли остальных хозяйствующих субъектов незначительны и составляют от 2% и менее.

 

Таким образом:

- в границах Старооскольского городского округа на рынке оказания услуг по водоснабжению доминирует МУП «Водоканал» с долей ≈ 96%.

- в границах Старооскольского городского округа на рынке оказания услуг по водоотведению доминирует МУП «Водоканал» с долей ≈ 95%.

 

 

7. Уровень концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации рынков услуг по водоснабжению и водоотведению применяется коэффициент рыночной концентрации (CR3), рассчитываемый для трех крупнейших хозяйствующих субъектов,  действующих  на рынке, а также индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

 

Используя данные таблиц 2-5 получаем:

 

СR3водоснаб= 98%

 

СR3водотв= 99%

 

HHIводоснаб= 10 000

 

HHIводоотв= 10 000

 

 

 

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Высокая стоимость строительства новых водопроводных и канализационных сетей, насосных станций, очистных сооружений, длительный срок окупаемости затрат на строительство свидетельствуют об экономических барьерах входа на рынок новых хозяйствующих субъектов.

В Старооскольском городском округе утверждена «Программа развития систем коммунальной инфраструктуры» сроком действия до 2015 года. Любой участник рынков водоснабжения и водоотведения, действующий на территории данного муниципального образования обязан придерживаться данной программы.

Кроме того, поскольку тарифы на водоснабжение и водоотведение подлежат государственному регулированию, то, согласно ч.2 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", организация, осуществляющая данные виды деятельности обязана разрабатывать производственную программу на очередной период действия тарифа.

Данные обстоятельства позволяют говорить о наличии административных барьеров входа на исследуемый рынок.

 

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

В результате проведенного анализа состояния конкуренции на рынке услуг по сбору и очистке бытовых сточных вод от населения можно сделать вывод о том, что в Старооскольском городском округе количество хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом товарном рынке, минимально. Степень конкуренции на этом рынке можно охарактеризовать как слабую, сам товарный рынок недостаточно развит и относится к высококонцентрированным.  

 

 

 

 

Начальника отдела                                                                              А.В. Уварова

 

 

Государственный инспектор                                                              Д.Н. Свешников