Об изменении в КоАП РФ в части ответственности за нарушения законодательства о рекламе

С 31 марта 2010 года вступают в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, касающиеся изменения административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.
Статья 14.3 КоАП, помимо общего состава правонарушения законодательства о рекламе, расширена еще самостоятельными составами, связанными с нарушением Федерального закона «О рекламе». При этом минимальный размер штрафа за общий состав нарушения законодательства РФ о рекламе повышен для юридических лиц с 40 000 рублей до 100 000 рублей, максимальный размер штрафа остался прежним – 500 000 рублей, размер штрафа для граждан за данный состав административного правонарушения не изменился.
К самостоятельным составам нарушения законодательства о рекламе, закрепленным в статье 14.3 КоАП, относятся:
— нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, передачи;
— превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, теле- или радиопрограммах;
— распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации;
— превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях;
— прерывание рекламой при кино- и видеообслуживании демонстрации фильма;
— совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем 15 минут способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи;


За совершение указанных правонарушений (за исключением превышения допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях) установлена административная ответственность в виде штрафа минимальный размер штрафа для юридических лиц составляет 200 000 рублей, максимальный размер – 500 000 рублей; минимальный размер штрафа для должностных лиц увеличен до 10 000 рублей, максимальный остался прежним - 20 000 рублей. За превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях, юридическими лицами штраф установлен в размере от 40 000 до 100 000 рублей, должностными лицами - от 4 000 тысяч до 7 000 рублей.
Полномочия по рассмотрению дел, а также по составлению протоколов об административных правонарушениях за нарушение статьи 14.3 КоАП сохранены за антимонопольным органом. При этом должностные лица органов внутренних дел, органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, а также органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции лишены полномочий по составлению протоколов об административном правонарушении за нарушение статьи 14.3 КоАП.
Положения частей 2 - 4 статьи 14.3 КоАП, а также статей 14.37, 14.38, 19.31 КоАП являются специальными по отношению к общей норме, предусматривающей ответственность за нарушение законодательства о рекламе – части 1 статьи 14.3 КоАП.
Часть 2 статьи 14.3 КоАП является общей нормой в отношении любого нарушения, связанного порядком прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой.
В то же время часть 4 статьи 14.3 КоАП является специальной нормой по отношению к части 2 той же статьи, и в ней предусмотрена ответственность за нарушение отдельных предусмотренных ФЗ «О рекламе» запретов на размещение рекламы в теле-, радиопрограммах.


Статья 14.37 КоАП, устанавливает ответственность за установку рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и (или) установку рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 данного Кодекса (установка в границах полосы отвода автомобильной дороги рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам Российской Федерации о безопасности дорожного движения).
Размер установленной ответственности за нарушение данной нормы понижен по сравнению с общей ответственностью за нарушение законодательства о рекламе: на граждан - от 1 000 до 1 500 рублей; на должностных лиц - от 3 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц - от 50 000 до 80 000 рублей.
Рассматривают дела об административных правонарушениях за нарушение статьи 14.37 КоАП судьи, при этом составлять протоколы об административном правонарушении за указанные нарушения уполномочены должностные липа органов внутренних дел (милиции).
Антимонопольные органы не наделены полномочиями по составлению протоколов или рассмотрению дел об административном правонарушении за нарушение статьи 14.37 КоАП.


Статья 14.38 КоАП предусматривает административную ответственность за ряд нарушений Федерального закона «О рекламе», связанных с угрозой безопасности дорожного движения при размещении рекламы:
— размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками;
— размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения;
— использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной;
— размещение рекламы на транспортном средстве, на наружные поверхности которою нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб;
— размещение рекламы на транспортном средстве, оборудованном устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
— размещение рекламы на транспортном средстве федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которого расположены по диагонали белые полосы на синем фоне;
— размещение рекламы на транспортном средстве, предназначенном для
перевозки опасных грузов;
— размещение на транспортном средстве рекламы, создающей угрозу безопасности дорожного движения, в том числе рекламы, ограничивающей обзор лицу, управляющему транспортным средством, и другим участникам дорожного движения;
— распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств.
За нарушение статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность, пониженная (для должностных лиц и юридических лиц) по сравнению с размером общей ответственности за нарушение законодательства о рекламе, за исключением части 4 статьи 14.38 КоАП за нарушение которой предусмотрен штраф с повышенным минимальным размером: на должностных лиц налагается штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей, а на юридических лиц - от 200 000 до 500 000 рублей.
Рассматривают дела, а также составляют протоколы об административных правонарушениях за нарушение статьи 14.38 КоАП антимонопольные органы. Кроме того, также наделены полномочиями по составлению протоколов об административном правонарушении за нарушение статьи 14.38 КоАП должностные лица органов внутренних дел (милиции).
Впервые вводится административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораслространителем сроков хранения рекламных материалов или их копий, а также договоров на производство, размещение или распространение рекламы, установленных законодательством о рекламе, - статья 19.31 КоАП, максимальные санкции за нарушение сроков хранения рекламных материалов на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей, на должностных лиц - от 2 000 до 10 000 рублей, на юридических лиц - от 20 000 до 200 000 рублей.
Рассматривают дела, а также составляют протоколы об административных правонарушениях за нарушение статьи 19.31 КоАП антимонопольные органы.
Кроме того, в КоАП введена норма, предусматривающая повышенный размер ответственности за непредставление в антимонопольный орган информации, предусмотренной законодательством о рекламе или представление информации в неполном объеме, в искаженном виде, либо предоставление недостоверных сведений - часть 6 статьи 19,8 КоАП,.
Рассматривают дела, а также составляют протоколы об административных правонарушениях за нарушение части 6 статьи 19.8 антимонопольные органы.
Кроме того из КоАП исключена статья 15.24, предусматривавшая административную ответственность за размещение под видом рекламы ценных бумаг рекламы документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства и не являющихся в соответствии с законом ценными
бумагами, которая по сути дублировала ст. 14.3 КоАП.
Обращаем внимание, что новая редакция КоАП будет применяться при квалификации правонарушений, совершенных после 31 марта 2010 года.