Об административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства должностных и юридических лиц

В целях обеспечения единообразного применения территориальными органами Федеральной антимонопольной службы (далее ФАС России) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ФАС России направило в территориальные антимонопольные органы письмо от 16 февраля 2011 года № ИА/5123 «О применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». В письме содержится указание территориальным органам ФАС России в каждом случае возбуждения дел об административных правонарушениях по статьям 14.31; 14.32 и части 2 статьи 14.33 КоАП РФ в отношении юридических лиц, также рассматривать вопрос о привлечении к административной ответственности виновных должностных лиц.


Названные статьи КоАП РФ устанавливают составы и санкции за совершение наиболее тяжких нарушений антимонопольного законодательства. Это статья 14.31 «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке»; статья 14.32 «Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности» и статья 14.33 «Недобросовестная конкуренция». За совершение правонарушений, предусмотренных названными статьям 14.31, 14.32 и частью 2 статьи 14.33 КоАП РФ в качестве санкции для виновных должностных лиц установлены административные штрафы в размере от 20 до 50 тысяч рублей, либо дисквалификация на срок до трёх лет. Для виновных юридических лиц установлена санкция в виде оборотного штрафа, сумма которого зависит от выручки правонарушителя за предыдущий период. Такие оборотные штрафы, наложенные на крупные хозяйствующие субъекты, могут исчисляться миллиардами рублей.


Указание ФАС России территориальным антимонопольным органам о привлечении к административной ответственности за упомянутые правонарушения, и должностных, и юридических лиц, основывается на положении части 3 статьи 2.1 КоАП РФ, исходя из которого «назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо».


Пункт 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ устанавливает, что «…поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями… 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации». Такого рода решения выносятся коллегиальным органом – комиссией антимонопольного органа по результатам рассмотрения в установленном порядке дел о нарушениях антимонопольного законодательства. С момента изготовления в окончательной форме решения комиссии о признании факта нарушения антимонопольного начинает течь срок привлечения виновных лиц к административной ответственности законодательства, составляющий по общему правилу один год.


Во исполнение письма ФАС России от 16 февраля 2011 года № ИА/5123 «О применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» территориальные антимонопольные органы обязаны с момента изготовления в окончательной форме названного решения комиссии и, соответственно, наступления повода к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.31, 14.32, частью 2 статьи 14.33, возбуждать дела об административных правонарушениях по приведённым статьям в отношении виновных, как юридических, так и должностных лиц. За нарушение антимонопольного законодательства, например, предприятием – монополистом, должно привлекаться к административной ответственности, как само предприятие, так должностное лицо этого предприятия, обычно, его руководитель.


Дела об административных правонарушениях по статьям 14.31, 14.32 и части 2 статьи 14.33 КоАП РФ в отношении юридических лиц возбуждаются и рассматриваются должностными лицами антимонопольных органов. В результате рассмотрения такого рода дел на виновные юридические лица накладываются оборотные штрафы. Сумма таких штрафов в каждом индивидуальном случае рассчитывается по утверждённой ФАС России методике и утверждается комиссией антимонопольного органа. Верхнего предела суммы такого рода штрафов не установлено, нижний предел - 100 000 рублей.


Подобного рода дела в отношении виновных должностных лиц возбуждаются также должностными лицами антимонопольных органов, но направляются на рассмотрение вместе с протоколами об административных правонарушениях в суды общей юрисдикции в связи с тем, что в качестве санкции для должностных лиц предусмотрена возможность их дисквалификации, применяемой только судами.


Постановления территориального антимонопольного органа по Белгородской области о наложении штрафов юридические лица вправе обжаловать в Арбитражный суд Белгородской области (г. Белгород, Народный бульвар, 135) или в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая – Кудринская, 11). Должностные лица вправе обжаловать наложенные на них судами общей юрисдикции штрафы за нарушение антимонопольного законодательства в вышестоящие суды. Никакие иные органы и лица не обладают полномочиями по отмене либо изменению наложенных административных штрафов за нарушение антимонопольного законодательства.


В 2011 году Белгородское УФАС России за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке по статье 14.31 КоАП оштрафовало телекоммуникационную компанию и три управляющие компании на 100 000 рублей каждую. За те же нарушения Октябрьский районный суд г. Белгорода оштрафовал и всех должностных лиц – руководителей упомянутых компаний на сумму в 20 000 рублей каждого. Такой вид наказания за нарушение антимонопольного законодательства как дисквалификация должностного лица, судами Белгородской области пока не применялся.


Практика привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства одновременно, и юридических, и должностных лиц, в Российской Федерации имеет повсеместный характер и будет продолжена. Федеральная антимонопольная служба считает, что «привлечение к административной ответственности вместе с юридическим лицом и работника указанного юридического лица является дополнительной мерой воздействия на юридическое лицо через его работников, в силу того, что действия юридического лица фактически выражаются в действиях его работников».